Тема 2.

Право

Понятие права. Отличие правовых норм от правил поведения первобытного общества. Роль права в жизни общества (его социальное назначение). Объективное право и субъективное право. Взаимосвязь права и государства. Теории происхождения права (теологическая, естественного права, историческая школа права, марксистская, психологическая). Понятия и классификация социальных норм. Право в системе социальных норм общества. Признаки, отличающие нормы права от норм морали. Взаимодействие права и морали. Нормы права: понятие, признаки, структура (гипотеза, диспозиции, санкция). Способы изложения элементов правовых норм в статьях нормативных правовых актов: прямой, отсылочный, бланкетный. Виды правовых норм. Понятие и виды источников (форм) права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой акт, международный договор. Нормативно-правовой акт как основной источник права РФ. Виды нормативных правовых актов: закон и подзаконные акты. Виды законов. Виды подзаконных актов. Конституция - Основной Закон РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правотворчество: понятие, содержание, стадии. Кодификация и систематизация нормативных актов. Система права. Отрасли и институты права. Предмет правового регулирования. Основные отрасли современной российской системы права. Понятия правоотношения. Его структура: субъекты правоотношений, субъективное право, субъективная юридическая обязанность и объекты правоотношений. Понятие и виды субъектов правоотношений (физические лица, юридические лица, государство). Правоспособность и дееспособность субъектов правоотношений. Юридические факты как основания для возникновения, изменения и прекращения правоотношений, их виды. Правомерное и противоправное поведение. Понятия и значение правомерного поведения. Понятие и признаки правонарушения. Юридический состав правонарушения, субъект и объект правонарушения. Виды правонарушений: преступления и проступки. Основание и виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная ответственность рабочих и служащих. Понятие законности и её признаки. Роль Конституции в обеспечении законности. Основные требования законности. Правопорядок и общественный порядок: понятия, признаки, соотношение. Правосознание и правовая культура. Их роль в осуществлении законности и правопорядка. Правовое государство и гражданское общество. Основные признаки правового государства. Проблемы и пути формирования правового государства в России.

1. Теории происхождения права.
Теологическая теория довольно многоаспектна, что, несомненно, объясняется особыми историческими и материальными условиями существования различных государств Древнего Востока и Древнего Запада (Греция, Рим). У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. В русле такого понимания и освещаются в мифах темы земной жизни людей, общественного и государственного строя, их взаимоотношения, права и обязанности. Законы, правосудие, справедливость по-египетски - олицетворяет богиня Маат (Ма-ат). Судьи носили ее изображение и считались ее жрецами. Божественный характер земной власти фараонов, жрецов и чиновников, а также официально одобренных правил поведения, в том числе и основных источников тогдашнего права (обычаев, законов, судебных решений) означал, что все они соответствуют или должны соответствовать маат - естественно-божественному порядку справедливости, что находит свое выражение в Ригведе (священных гимнах индоариев), дао (в древнекитайской мифологии), дике (у древних греков). Речь везде идет о правде-справедливости, которая в последующих естественно-правовых концепциях правопонимания стала обозначаться как естественное (или естественно-божественное) право30. В теологической теории, особенно со времен Фомы Аквинского (XII-XIII вв.) утверждается о существовании высшего божественного закона и естественного права, которые и составляют основу действующего права. Теологическая теория опиралась в своем объяснении происхождения права на религиозные книги, прежде всего Библию, где утверждалось, что основные законы (заповеди Моисея) были даны человечеству Богом. Вот как об этом, например, говорится в Библии: "Моисей возошел к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода стала сладкой. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его". И хотя эти законы были детищем своего времени, обобщали и закрепляли опыт социальной и экономической жизни раннеклассовых обществ, отдельные стороны рабовладения, теологическая теория придает им всеобщее, универсальное значение, освещает авторитетом божественного разума31. Сторонники естественно-правовой теории полагали, что кроме права, которое устанавливает государство, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Их никто - ни общество, ни государство - человеку не даруют, они - эти права - являются условиями существования человека и его жизнедеятельности. Среди них - право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд других, и, следовательно, утверждала эта теория, естественное право (сумма естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменимых прав человека) - это высшее право по отношению к действующему праву (законы, обычаи, прецеденты), это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость. Теория естественного права, таким образом, снимала, по существу, проблему происхождения права, делая упор на изначальном присутствии у человека как у социального существа определенной суммы прав. Она разрывала взаимосвязь между возникновением государства, классовых и иных социальных структур, потребностей общества и самого права как объективного результата развития регулятивной системы, появляющегося на определенном этапе. Тем самым она уходила от изучения и объяснения объективных процессов возникновения суммы прав у каждого человека, в ее абстрактное признание. Вместе с тем эта теория несла в себе социальный заряд большой мощности, т.к. позволяла с позиции справедливости, гуманизма, либерального демократизма, просто разумности оценивать и, соответственно, критиковать действующее право, если последнее становилось тормозом общественного развития, преградой к благоденствию общества. Не случайно в XVII-XVII1 веках теория естественного права явилась идеологическим обоснованием революционных акций молодой буржуазии, рвущейся к власти. Опираясь на естественные, основные права человека (свобода, равенство, собственность), идеологи буржуазии подвергли жесточайшей и сокрушительной критике действующее в то время право, защищавшее сословные привилегии, абсолютистские монархии, цеховую организацию производства, внеэкономическое принуждение, все то, что мешало становлению нового, прогрессивного буржуазного строя. И в XX веке, когда во многих социалистических странах возникла необходимость перейти от административно-командной, жестко централизованной, опирающейся на государственную собственность системы власти и управления к либерально-демократичным режимам, рыночной экономике, утверждению и защите прав человека, многообразия форм собственности, в том числе и частной, теория естественного права показала всю свою социальную значимость. Многие ученые-юристы встали на естественно-правовые позиции, утверждая так называемое "широкое понимание права". Что при этом имелось в виду? Прежде всего, отличие права от закона, от действующего законодательства, несостоятельность этого законодательства, которое закрепляло и защищало социалистическую административно-командную экономическую систему и соответствующий ей политико-правовой режим. Критика "закона", т. е. действующего права, шла с позиции естественных прав человека, в которые теперь вкладывался социальный опыт и цивилизационный уровень XX века. Таким образом, теория естественного права, или права справедливости, права моральных начал, имеет и глубокое содержание, и большое социальное значение. Теория естественного права допускает также свое обоснование и с религиозных позиций, смыкаясь с теологической теорией происхождения права. Действительно, если естественные права принадлежат человеку от рождения, то они могут иметь и божественное происхождение. Иными словами, не быть дарованными человеку ни обществом, ни государством, но быть дарованными тем самым божественным началом, которое по религиозному мировоззрению сотворило и вообще самого человека32. В самом конце XVIII в. в Германии зародилось и в первой половине XIX в. сделалось весьма влиятельным в изучении права особое направление исследовательской мысли. В центр своих теоретико-познавательных интересов оно поставило вопрос о том, как право возникает и какова его история. Основоположником направления в юриспруденции, получившего наименование исторической школы права, является Г. Гуго (1764-1844) - профессор Геттингенского университета, автор "Учебника естественного права, как философии позитивного права, в особенности - частного права". Виднейшим представителем этой школы был К. Савиньи (1779-1861), изложивший свои взгляды в книге "Право владения", в брошюре "О призвании нашего времени к законодательству и правоведению" и в 6-томном сочинении "Система современного римского права". Завершает эту группу представителей исторической школы права Г. Пухта (1798-1846), основные произведения которого - "Обычное право" и "Курс институций". Естественно-правовую доктрину и вытекавшие из нее демократические и революционные выводы историческая школа права избрала главной мишенью для своих нападок. Эта доктрина вызывала недовольство своих противников тем, что доказывала необходимость коренного изменения существующего со средних веков политико-юридического строя и принятия государством законов, которые отвечали бы "требованиям разума", "природе человека", а фактически - назревшим социальным потребностям, т. е. общественному прогрессу. Теоретики исторической школы права взяли под обстрел прежде всего тезис о позитивном праве как об искусственной конструкции, создаваемой нормотворческой деятельностью органов законодательной власти. Они утверждали, что действующее в государстве право вовсе не сводится лишь к совокупности тех предписаний, которые навязываются обществу как бы извне: даются сверху людьми, облеченными на то специальными полномочиями. Право (и частное и публичное) возникает спонтанно. Своим происхождением оно обязано отнюдь не усмотрению законодателя. Г. Гуго принадлежит очень характерное сравнение права с языком. Подобно тому как язык не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию и не дан от бога, так и право создается не только (и не столько) благодаря законодательствованию, сколько путем самостоятельного развития, через стихийное образование соответствующих норм общения, добровольно принимаемых народом в силу их адекватности обстоятельствам его жизни. Акты законодательной власти дополняют позитивное право, но "сделать" его целиком они не могут. Позитивное право производно от права обычного, а это последнее произрастает из недр "национального духа", глубин "народного сознания" и т. п. Представители исторической школы права верно подметили одну из существенных слабостей естественно-правовой доктрины- умозрительную трактовку генезиса и бытия права. В свою очередь, они попытались истолковать становление и жизнь юридических норм и институтов как определенный объективный ход вещей. Этот ход, полагал Г. Гуго, совершается непроизвольно, приноравливаясь сам собой к потребностям и запросам времени, поэтому людям лучше всего не вмешиваться в него, держаться исстари заведенных и освященных опытом столетий порядков. К. Савиньи считал, что с движением национального духа стихийно эволюционирует и право. Динамика права всегда есть органический процесс в том смысле, что она сродни развитию организма из своего зародыша. Вся история права - медленное, плавное раскрытие той субстанции, которая, как зерно, изначально покоится в почве народного духа. На первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев, на втором делается предметом обработки со стороны сословия ученых-правоведов, не теряя, однако, при этом связи со своим корнем- общим убеждением народа. С точки зрения Г. Пухты, бесцельно искусствено конструировать и в любое время предлагать людям ту или иную придуманную правовую систему. Созданная отдельно от самой истории жизни народного духа, не напоенная им, она не может привиться обществу. Как членам живого организма, как ветви целостной культуры народа правовым установлениям свойственна органичность, которая выражается, помимо прочего, и в том, что стадии и ритмы развития права совпадают с ходом эволюции народной жизни. "...Этим органическим свойством право обладает также и в своем поступательном движении; органической является и преемственность правовых установлении. Выразить это можно одной фразой: право имеет историю". Конечно, само по себе намерение превзойти понимание права как произвольной людской выдумки, застывшего неизменного постулата природы и т. п. и дать трактовку правовых институтов как закономерного исторического продукта общественной жизни заслуживает всяческого одобрения. Однако историзм этой школы - историзм ущербный. Во-первых, он постулирует неизменность раз и навсегда данного самобытного народного духа. Во-вторых, развитие он понимает не как цепь качественных преобразований, совершающихся в процессе исторической эволюции, а как простое, хронологически последовательное, механическое развертывание изначального содержания таинственного "духа" народа. Юристы исторической школы права видели назначение действующих в государстве юридических институтов в том, чтобы служить опорой внешнего порядка, каким бы консервативным порядок этот ни был (Г. Гуго). Положительные законы бессильны бороться со злом, встречающимся в жизни. В лучшем случае они способны помочь упорядочению обычного права и политической структуры, которые формируются естественно-исторически под влиянием происходящих в народном "духе" необъяснимых превращений (К-Савиньи). Законодатель должен стараться максимально точно выражать "общее убеждение нации", при этом условии правовые нормы будут обладать ценностью божественного и потому приобретут самодовлеющее значение (Г.Пухта). Оперируя приведенными выше и схожими с ними аргументами, приверженцы исторической школы права выступали в защиту крепостничества, монархической государственности и партикуляризма изжившего себя феодального права. Они говорили о ненужности кодификации законодательства и иных подобных мероприятии в масштабах всей Германии. Вместе с тем они отвергали теорию договорного происхождения государства, не признавали права народа на революцию, отклоняли идею разделения властей и отрицали другие аналогичные политические лозунги той эпохи. Идея "народного духа", которую насаждали в юриспруденции Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта, в те времена и позже в общем мало импонировала исследователям и нашла немного почитателей. Но в философско-юридических суждениях исторической школы положительное значение имела критика умозрительных представлений естественно-правового толка о вечности, неизменности и неподвижности права. Оставила свой след в истории юриспруденции и попытка этой школы трактовать правовые институты в качестве особых социальных явлений, исторически закономерно рождающихся, функционирующих и развивающихся в целостном едином потоке жизни каждого народа. Консервативная по своим практически-политическим выводам, историческая школа права тем не менее пополнила социологическую и юридическую теорию плодотворными гипотезами, ценными наблюдениями методологического порядка. Во всяком случае, дальнейший прогресс научного знания в области права, имевший место в XIX в., трудно понять без учета деятельности этой школы33. Таким образом, следует признать, что историческая школа права стояла на позициях историзма. Правильно утверждение, что государство и право - объективный результат исторического развития. Весь вопрос заключается лишь в том, что же понимать под "народным духом", т. е. что является первопричиной этого развития. И на предыдущем этапе со стороны отечественной теории государства и права Савиньи и в его лице исторической школе права "доставалось" за то, что он якобы в понятие "духа" вкладывал националистические и мистические мотивы. Вместе с тем современная оценка концепций происхождения права, высказанных исторической школой права, должна быть освобождена от такой вульгаризаторской критики. Историческая школа права - это крупное продвижение теоретико-правовой мысли в изучении происхождения права, т.к. она уловила роль и значение глубинного этнокультурного пласта возникновения права и особенности этого процесса у разных народов. Вместе с тем перенос "первопричины" из сферы хозяйственно-трудовой, культурно-бытовой жизни общества в сферу "духа", "общественного сознания" является, разумеется, все той же гиперболизацией отдельных сторон сложного процесса происхождения права и должен быть отвергнут34. В начале ХХ века крупным научным событием не только в русской, но и европейской литературе стало опубликование "Теории права и государства в связи с теорией нравственности" Льва Иосифовича Петражицкого (1867-1931). В гносеологическом и методологическом отношении он следовал началам позитивной философии, но при этом проявил большую самостоятельность и оригинальность в освещении правовых явлений и самой природы права. Право определяется и исследуется Петражицким как явление нашей индивидуальной психики. Социальный момент в праве не игнорируется, но воспринимается под углом зрения психологически-правовых переживаний постольку, поскольку социальный элемент в этих переживаниях отражается. Петражицкий признает различия между правом и нравственностью, но главное различие между ними он видит и воспринимает как различие между чисто императивным характером нравственных импульсов (и соответствующих им норм) и императивно-атрибутивным характером права. "Императивность" в данном случае предстает в толковании Петражицкого индивидуально-личностным сознанием долга, обязанности, в то время как "атрибутивность"- это сознание "своего права", выступающее вовне как притязание. Для нравственности важен императив и момент добровольности в исполнении обязанностей, тогда как для права основное сосредоточено в моменте атрибутивности, т. е. в непременном исполнении обязанности и в связанном с этим удовлетворением. Если в нравственном общении психика участников довольно мирно реагирует на неисполнение обязанностей, то в правовом общении неисполнение обязанностей (в том числе правовых требований, подтвержденных судебным решением) вызывает гнев, влечет оправданные требования принудительного исполнения. Решающее значение атрибутивных элементов в праве и правовом общении в несколько тяжеловесной, но логически согласованной форме получило такое обоснование: "Сообразно атрибутивной природе правовых эмоций импульс в пользу исполнения правового долга имеет характер давления в пользу того, чтобы другой стороне, управомоченному, бььло доставлено то, что ему причитается; что же касается поведения обязанного, то оно имеет значение не само по себе" а как способ и средство достижения этого результата на стороне управомоченного. Напротив, нравственный импульс имеет характер непосредственного и безотносительного давления в пользу определенного поведения как такового, а не как средства удовлетворения права другого" (Теория права и государства в связи с теорией нравственности. 2-е изд. 1909). Одним из важных выводов теории стало положение о том, что с точки зрения социальных целеполаганий и достижения твердого порядка роль права в общественной жизни важнее роли нравственности, поскольку пассивная этическая мотивация в этом плане явно уступает активной этической мотивации (сознанию правомочности); в этом отношении "та и другая ветвь человеческой этики" исполняют не просто различные функции, они различны и в силе мотивации, во влиянии на поведение. Правовой психике, сообразно ее природе, свойственно двустороннее мотивационное действие - "наряду с пассивною этическою мотивацией (сознание долга) имеет место активная (сознание управомоченности), так что получается соответственно координированное индивидуальное и массовое поведение. При этом пассивно-правовая мотивация... оказывает более решительное и неуклонное влияние на поведение". На стороне правового актива ("особенное и заслуживающее похвалы поведение") имеется не только поощрительно-санкционирующая мотивация в пользу осуществления права, но также стремление "добиваться причитающегося". Последнее осуществляется вне зависимости от усмотрения и воли обязанных - оно сопровождается требованием, домогательством, тенденцией заставлять обязанных подчиняться с помощью разных средств, в том числе насильственных, и кроме того - "тенденцией злостных, мстительных и вообще репрессивных реакций по адресу нарушителей". Все это оказывает добавочное мотивационное давление. "Вообще, указанные две тенденции, влияющие на поведение обеих сторон в пользу неуклонного осуществления требований права, придают упомянутой выше социальной координации поведения особенно крепкий, правильный и прочный характер". В итоге действия указанных законов-тенденций правовой психики и ее развития получается прочная скоординированная система вызываемого правом социального поведения, прочный и точно определенный порядок. Недаром в психике публики и юристов имеется прочная ассоциация двух идей - "права" и "порядка", так что вместо слова "право" весьма часто применяют выражение "правопорядок". Для такой ассоциации существует и "научно-причинное объяснение". К числу несомненных заслуг создателя психологической теории права относят обычно решительное безусловное освобождение теории права от узкого юридического догматизма. В этом вопросе Петражицкий создал своеобразное учение о многообразии нормативных фактов и видов положительного права. Отказавшись от сложившихся вариантов догматического истолкования источников права и стремясь охватить все известные факты из истории права и современного его состояния, Петражицкий насчитал целых 15 видов положительного права, неизвестных, по его оценке, современной науке или же не признаваемых ею. Среди них он помимо официального права (законодательства) различает книжное право, для которого нормативным фактом служит авторитет книги, преимущественно юридического содержания (имеются в виду священные книги, сборники обычного права, научные трактаты и Свод законов Юстиниана); далее следует "право принятых в науке мнений", "право учений отдельных юристов или групп их", "право юридической экспертизы" (сюда же отнесены знаменитые "ответы" римских юристов); отдельно выделено "право изречений религиозно-этических авторитетов: основателей религий, пророков, апостолов, святых, отцов Церкви и т. д." и "право религиозно-авторитетных примеров, образцов поведения". Своеобразное семейство образуется из "договорного права", "права односторонних обещаний" (например, государственных органов и частных лиц), "программного права" (программное заявление органов государственной власти), "признанного права" (признание известных прав и обязанностей одной из сторон юридического отношения). "Прецедентное право" усматривается в деятельности государственных учреждений и в международном праве. Различается также "общенародное право, как везде существующее право" (нормативным фактом для него служат ссылки на то, что "так принято во всем мире", "у всех народов"). Отсюда становится понятным соседствующее с прецедентным и общенародным "право юридических поговорок и пословиц". Петражицкому принадлежит весьма точная и по-своему конструктивная критика юридической ментальности, в которой "власть" и "господство" имеют характер не научно содержательных и фиксированных смысловых терминов, а скорее характер слов для всевозможного и необременительного употребления в различных областях правосознания без ясно определенного смысла. Он писал в своей "Теории права и государства" (1907): "Современное государствоведение... не знает, в какой сфере находятся и какую природу имеют те реальные феномены, которые соответствуют его теоретическим построениям, и как с помощью научных методов можно достигнуть их реального, фактического (наблюдательного, опытного) познания; и, таким образом, вместо изучения фактов получается фантастическое конструирование несуществующих вещей и незнание действительно существующего". Психологическая теория права и нравственности, в особенности методологические конструкции, положенные в основу этой теории, вызвали обширную критическую литературу. Так, П. И. Новгородцев с самого начала высоко оценил попытку Петражицкого "освободить философскую разработку права от гипноза со стороны положительного закона и практического оборота, суживающего и искажающего теоретический горизонт зрения", но в то же время признавал, что "эмпирический анализ идеи права как внутренне-психического индивидуального переживания" тоже не дает нам законченной теории права, как не дает ее и формально-позитивная догматика. Что касается окончательного вывода, то суть его состояла в том, что заслуги психологической теории лежат вне пределов юриспруденции и что "для философии естественного права эта теория опорой быть не может". В. Н. Чичерин высоко ценил Петражицкого как критика юридического позитивизма, но сильно критиковал его оценки права как инструмента социальной политики. Б. А. Кистяковский обратил внимание на гносеологические погрешности, заметив, что Петражицкий "ориентирует свою теорию образования понятий не на истории наук, а на чисто житейских суждениях, разбавленных разнообразными научными сведениями". Сегодня теория Петражицкого воспринимается как предпосылка таких новейших течений, как правовой реализм, а также соответствующие ответвления бихевиоризма и феноменологии35. В системе различных теорий происхождения права следует отныне рассматривать и марксистскую теорию происхождения права. Упомянутая теория, хотя и основывается на правильном материалистическом подходе к этому процессу, вместе с тем преувеличивает связь права с государством, с экономическим строем, с классовыми структурами, с принуждением и насилием. Так, именно в рамках этой теории утверждалось, что право - ничто без аппарата, способного принудить к исполнению норм права. Тем самым исключалась самоценность права как глубинного пласта регулятивной системы, обеспечивающей жизнедеятельность общества, насаждалась репрессивная, карательная, принудительная функция права ("функция насилия", о которой шла речь выше). В марксистской теории утверждается, что классовый характер норм права, вытеснивших собой родовые обычаи, бьы ярко и открыто выражен в них. С появлением частной собственности и образованием классов правила поведения стали отражать и закреплять общественное неравенство. А с возникновением классового деления общества и образованием государства появились "правила поведения, исполнение которых обеспечивалось всей силой государственного принуждения. Все это, разумеется, имело место в реальности и может подтверждаться примерами из истории отдельных народов и государств. Однако преувеличение этих процессов, затушевывание иных более глубинных и общих факторов правообразования является искажением действительности, уходом от познания и объяснения общесоциальных закономерностей происхождения права. Однако перечеркнуть на этом основании все достижения марксистской теории происхождения права также было бы неверно. Принцип историзма, подход к появлению права как социального института, рожденного потребностями материальной жизни общества, связь права с классовыми структурами и классовыми интересами и ряд других положений составляют, несомненно, большое продвижение теоретико-правовой мысли и на этом марксистском направлении.

2. Сущность, формы и назначение права.
Три значения термина «право»:
1) Объективное право - это совокупность обязательных к исполнению правил (норм), установленных или санкционированных государством. Совокупность или система правил поведения, норм, существующих независимо (объективно) от того или иного человека (субъекта) - это объективное право
2) Субъективное право - обеспеченная законом возможность что-то делать, иметь и т.д. Возможность человека (субъекта) притязать на что-то или требовать чего-то, пользоваться чем-то - это субъективное право.
3) Неюридическое право - право на уважение, право на внимание и т.п. (в разговоре)
Право:
- Дает конкретную форму поведения и запрета
- Регулирует только поступки и действия человека, и не может вмешиваться в мир мыслей
- Исходит из формального равенства людей, на которых распространяется его действие
Право:
- Создает юридические гарантии против злоупотребления властью
- Определяет допустимые пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан
- Содействует оформлению и упорядочиванию структуры государства
- Придает деятельности государства регулярный (правильно организованный) характер
- Очерчивает границы общественно необходимой свободы человеческой личности
- Регулирует отношения между гражданским обществом и государством во всех сферах жизни
Функции правовых норм:
- регулятивная - определяя права и обязанности нормы права определяют (регулируют)
поведение сторон во всех видах отношений (политических, экономических и др.)
- охранительная - очерчивая границы недозволенного нормы-запреты, помогают избежать ситуаций
связанных с нарушением интересов общества и отдельной личности
Форма выражения права - законодательство.

3. Система права. Отрасли и институты права.
Система права представляет собой внутреннее строение, порядок организации и расположения составляющих ее частей, обусловленный характером существующих в обществе отношений. Система права – это упорядоченная совокупность всех действующих в государстве правовых норм.
Черты правовой системы:
1. Единство (взаимосогласованность, непротиворечивость)
2. Дифференциация (разделение на нормы, институты, отрасли)
3. Объективность
Внутреннее строение системы права выражается в ее структуре.
Структура системы права – деление всей совокупности правовых норм на отрасли и институты в зависимости от предмета и метода правового регулирования.
Предмет правового регулирования – те общественные отношения, которые регулируются нормами права (имущественные, обязательственные и другие).
Метод правового регулирования – способ влияния норм права на определенную сферу общественных отношений (императивный; диспозитивный и др.).
Элементы системы права:
1. Норма права – основной элемент системы права; исходный «кирпичик» «здания» системы права; это установленное и охраняемое государством правило поведения, которое определяет права и обязанности участников регулируемых общественных отношений и служит критерием правомерного и неправомерного поведения.
2. Институт права – совокупность взаимодействующих правовых норм, регулирующая относительно самостоятельную группу однородных отношений, которая представляет собой особенную часть отрасли права. Группы институтов права:
-Отраслевые
-Предметные и функциональные
-Материальные и процессуальные
-Общие, специальные и другие
3. Отрасль права – совокупность норм и институтов, которая представляет собой самостоятельную часть системы права и регулирует качественно однородную сферу отношений с помощью особого метода правового регулирования. Виды отраслей: ведущая (конституционная, государственная)
-Основные – профилирующие (уголовное, гражданское)
-Специальные (трудовое, семейное)
-Процессуальные (гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное) -Комплексные (экологическое, хозяйственное)

4. Правоотношения.
Правоотношение - урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают субъективными правами и являются носителями юридических обязанностей.

5. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.
Правомерное поведение — это массовое по масштабам социально полезное осознанное поведение людей и организаций, соответствующее правовым нормам и гарантируемое государством.
Правонарушение - это общественно вредное, противоправное, виновное деяние, за которое законом предусмотрена юридическая ответственность.
Юридическая ответственность - это охранительное правоотношение между государством и нарушителем, где у государства в лице уполномоченных органов и должностных лиц возникает право налагать взыскания за совершенное правонарушение, а у нарушителя - обязанность понести определённые лишения в результате наложения этих взысканий. Меры ответственности всегда носят ответный характер и выражают негативную реакцию государства на совершенное правонарушение.

6. Правосознание и правовая культура.
Правосознание - это одна из форм общественного сознания, отражающая право и связанные с ним явления. В правосознании отражается не только действующее право, но и его история, а также правовые явления других обществ. Это идеи, представления о праве - о действительном и желаемом.
С точки зрения носителей правосознания, его субъектного состава выделяют индивидуальное, групповое правосознание и правосознание общества в целом.
В правосознании содержатся оценочные суждения о праве, которые выражаются категориями "правомерное", "неправомерное", "законное", незаконное".
Правовая культура - часть общей культуры данного общества. Она тесно связана с правосознанием, опирается на него, но представляет собой относительно самостоятельною категорию, так как включает в себя не только социально-психологические процессы, протекающие в обществе, но юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом.
Правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу - систему правовых ценностей, правовые идеалы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и учреждений.
Правовая культура - показатель уровня и особенностей правового развития общества, зеркало его правосознания.

7. Правовое государство и гражданское общество.
Правовое государство есть само по себе величайшее достижение цивилизации. Основные отличительные признаки правового государства:
- верховенство закона во всех сферах общественной жизни;
- реальность прав и свобод личности;
- взаимна ответственность государства и личности;
- разделение власти на законодательную, исполнительную, судебную;
- наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществление законов.
Правовое государство есть правовая форма осуществления государственного суверенитета народа. Это означает, что все публично-властные полномочия находятся у государства и его органов, а организация и функционирование самой власти строится на правовых началах. Такое государство может базироваться только на государство. Государство, стремящееся к торжеству правопорядка, строит свои взаимоотношения с другими субъектами политической системы на основе закона.
Во-первых, государство определяет юридическо-правовые условия функционирования слагаемых политической системы.
Во-вторых, государство применяет политические санкции (заявления, предупреждения, запрещения и другие) в отношении субъектов политической организации общества на основе права, закона. Применение санкций, как правило, обуславливается антиконституционными, антиправовыми акциями общественных объединений, хотя имеют место и политические соображения.
В-третьих, обязательными для исполнения всеми субъектами политической системы являются Конституция (Основной закон) государства и другие законы. В условиях демократически организованного общества партии, общественные организации, движения могут сыграть роль оппозиции государственным структурам (парламенту, правительству, главе государства). Однако оппозиция не вправе нарушать законы общества.
В-четвёртых, потребности общественного согласия, скоординированного развития общества как цельного организма требуют содействия государственной политике со стороны всех субъектов политической системы.
Отношения государства с другими элементами политической системы строятся на основе партнёрства, взаимодействия, учёта реалий политического плюрализма, поиска согласованных усилий в решении проблем и других принципов.



Главная | Темы | Тесты | Толковый словарь Самые известные юристы России | Ведущие ВУЗы России