Тема 7.

Система органов государственной власти в РФ

Принципы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, их содержание и значение. Понятие и признаки государственного органа. Классификация органов государства. Избирательное право РФ понятие и принципы. Возникновение и развитие ин института президентства в России. Правовой статус Президента РФ. Порядок избрания Президента РФ. Полномочия Президента РФ. Конституционные основы взаимодействия Президента РФ и Федерального Собрания. Круг конституционных полномочий Президента РФ. Досрочное прекращение исполнения полномочий Президента. Процедура отрешения Президента РФ от должности. Общая характеристика законодательных органов власти РФ. Федеральное Собрание РФ: место в системе органов государства, структура. Палаты Федерального Собрания: Совет Федерации и Государственная дума. Порядок их формирования. Избирательная система РФ. Мажоритарная избирательная система, система пропорционального представительства. Конституционно-правоовой статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации, гарантии их деятельности. Порядок деятельности Федерального Собрания. Внутренняя организация палат: комитеты и комиссии. Компетенция Федерального Собрания и его палат. Законодательный процесс и его стадии. Особенности принятия федеральных конституционных законов. Место Правительства РФ в системе федеральных органов исполнительной власти РФ. Структура федеральных органов исполнительной власти. Основные конституционные полномочия Председателя IIравительства РФ. Отставка Правительства. Судебная власть. Конституционные принципы осуществления судебной власти. Судебная система РФ. Конституционный Суд РФ. Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ. Порядок их назначения, структура, функции. Суды субъектов РФ. Народные суды, мировые судьи, порядок их формирования, функции. Понятие и система конституционных принципов правосудия. Законность правосудия. Осуществление правосудия только судом. Доступность судебной защиты прав. Участие в суде первой инстанции народных заседателей. Независимость судей и подчинение их только закону. Открытое разбирательство дел (гласность процесса). Обеспечение обвиняемому права на защиту. Состязательность сторон в судебном процессе. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Прокуратура РФ: основные функции, структура, место в системе органов государства. Адвокатура в РФ: задачи, принцип, построение, нормативное регулирование деятельности. МВД РФ и его органы. Органы дознания и предварительного следствия. Обязанности и полномочия. Задачи и организационные основы деятельности милиции. Таможенная служба в РФ: правовые основы организации и деятельности. Система и структура таможенных органов и их полномочия. Понятие таможенного дела, задачи и функции таможенных органов. Министерство юстиции РФ: задачи, основные функции. Нотариат, место в системе органов государства, функции.

1. Принцип разделения властей.
В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой , различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга , действуя как система сдержек и противовесов , предотвращая монополизацию власти каким либо одним институтом государства . Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей не должна абсолютизироваться. Являясь органами государства, они должны взаимодействовать между собой, ибо в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма. Но в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга с помощью системы сдержек и противовесов. Взаимное ограничеие их полномочий на основе Конституции позволяет разумно и согласованно решать реальные вопросы государственной политики. Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке. Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационноправовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей. Хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий. Принцип разделения властей имеет свои особенности в зависимости от формы правления в государстве. Существенные особенности свойственны системе разделения властей в государствах с парламентской формой правления. Здесь, как и в любом конституционно- правовом государстве, обеспечивается относительная самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной власти, но баланс между ними поддерживается при помощи специфических средств, т. е., например, парламент может выразить недоверие правительству, а глава государства может распустить парламент. Если говорить о президенте республики, то здесь разделение властей проводится наиболее последовательно. В США этот принцип был существенно дополнен системой сдержек и противовесов , которая не только позволяет разделить три ветви власти , но и конструктивно уравновесить их. Есть свои особенности и в полупрезидентских республиках . Президент делит исполнительную власть с правительством , которое в свою очередь должно опираться на поддержку парламентского большинства.

2. Избирательное право РФ.
Избирательное право — юридическое понятие, имеющее два основных значения:
-совокупность правовых норм, регулирующих процедуру выборов органов государственной власти и местного самоуправления (объективное избирательное право)
-право граждан страны избирать и быть избранными (субъективное избирательное право).

3. Президент РФ.



Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации. Президент России является главой государства, не относящимся, по мнению ряда исследователей, ни к одной из ветвей власти; гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации.









4. Федеральное собрание РФ.
Должностные лица. Возглавляет Совет Федерации должностное лицо, именуемое Председателем. Он избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. Избранный Председатель предлагает кандидатуры на должность заместителя Председателя Со-вета Федерации, количество которых устанавливается палатой. В соответствии с Регламентом на первом заседании Совета Федерации второго созыва было избрано четыре заместителя Председателя Совета Федерации. Регламент палаты устанавливает, что Председатель и заместители Председателя Совета Федерации не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации. Круг полномочий Председателя Совета Федерации весьма обширен. В его многочисленные обязанности входит:
-Представление на рассмотрение членов Совета Федерации проста повестки дня заседания Совета Федерации
-Ведение заседаний палаты
-Подписание постановлений Совета Федерации
-Созыв внеочередных заседаний палаты
-Распределение обязанностей между заместителями Председателя Совета Федерации
-Контроль за деятельностью Аппарата Совета Федерации
-Направление для рассмотрения в комитеты Совета Федерации проектов федеральных конституционных законов, одобренных Государственной Думой, федеральных законов, принятых Государственной Думой, а также законопроектов, которые предполагается внести в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы
-Направление Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования федеральных конституционных законов и федеральных законов, одобренных Советом Федерации
Наряду с осуществлением организационных функций по наведению внутреннего порядка деятельности палаты Председатель Совета Федерации наделен рядом полномочий, которые можно охарактери-зовать как представительские. Так, ему предоставлено право представлять палату во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а также с общественными объединениями, государственными деятелями и парламентами иностранных государств, международными парламентскими органи-зациями. В рамках указанных правомочий Председатель Совета Федерации участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции Российской Федерации, для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, Председателю Совета Федерации поручено приводить к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации; принимать решения о награждении граждан и организаций Российской Федерации, а также граждан иностранных государств Почетной грамотой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и подписывать ее. Председатель Совета Федерации обязан представлять Совету Федерации доклады о деятельности палаты и о проекте программы ее законопроектной работы. По вопросам, отнесенным к его компетенции, Председатель издает распоряжения и дает поручения. Перечень полномочий Председателя Совета Федерации, содержащийся в Регламенте Совета Федерации, не является исчерпывающим. Предусматривается, что Председатель Совета Федерации решает и иные вопросы организации деятельности Совета Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заместители Председателя Совета Федерации замещают председателя Совета Федерации во время его отсутствия, по поручению Председателя Совета Федерации имеют право подписывать постановления палаты, издавать распоряжения. Им предписано вручать награжденным Почетную грамоту Совета Федерации, организовывать взаимодействие комитетов, комиссий Совета Федерации, а также осуществлять другие полномочия по вопросам внутреннего рас-порядка деятельности палаты в соответствии с Регламентом Совета Федерации и распределением обязанностей между заместителями Председателя Совета Федерации.

5. Правительство РФ.
Правительство Российской Федерации — высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации. Согласно статьи 110-й Конституции РФ, состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Статус Правительства и порядок его деятельности определены Главой 6-й Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года с позднейшими изменениями.

6. Судебная власть.

7. Правоохранительные органы.Прокуратура РФ.


Правоохранительные органы - государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью.
К правоохранительным органам относятся; суд, арбитражный суд, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел, контрразведки, таможенного контроля, налоговой полиции, юстиции Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами (например, предварительное расследование преступлений). Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом «О прокуратуре РФ». Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, а также от органов местного самоуправления и общественных объединений и не входит ни в одну из основных ветвей власти.





8. Адвокатура РФ.
Под адвокатурой принято понимать совокупность юристов-профессионалов, объединенных в коллегии адвокатов и имеющих задачей оказание юридической помощи физическим и юридическим лицам, включающей участие в различных видах судопроизводства, разъяснение правовых вопросов, подготовку юридических документов (заявлений, жалоб, договоров и т.п.). Функционирование адвокатуры является основным способом Обеспечения положения ст. 00 Конституции РФ, которая гласит: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи». Поскольку коллегии адвокатов являются практически единственной формой объединения лиц, оказывающих профессиональную юридическую помощь, адвокатура как институт отождествляется именно с ними. В Федеральном Законе «Об адвокатуре в Российской Федерации» коллегия адвокатов определена как «некоммерческое, самоуправляемое профессиональное объединение, основанное на индивидуальном членстве лиц, занимающихся адвокатской деятельностью». Это определение подчеркивает самостоятельность адвокатских объединений, их независимость от органов государственного управления. Указание на некоммерческий характер означает, что адвокатура не ставит целью извлечение прибыли. Гонорары, поступающие в коллегию за оказание правовой помощи адвокатами, используются для оплаты их труда, содержания технического аппарата, на хозяйственно-канцелярские расходы, а также для отчислений в страховые и пенсионные фонды. К принципам деятельности адвокатуры, помимо ее независимости и самоуправления, относят добровольность вступления в ее ряды, законность деятельности, гуманизм, соблюдение нравственных начал профессии. Из этих принципов, содержание которых достаточно очевидно, в особом разъяснении нуждается принцип законности. Строгое следование требованиям закона - обязательное условие деятельности адвоката и адвокатуры. Это означает, что адвокат призван защищать подлинные (а не мнимые) права лица, не любые его интересы, а только законные. Средства и методы защиты должны быть основаны на законе. Адвокат не вправе в интересах клиента представлять правоохранительным органам подложные документы, сфальсифицированные доказательства, воздействовать на свидетелей и потерпевших, дабы склонить их к отступлению от правды и даче ложных показаний и т.п.

9. МВД РФ.



Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) — федеральное министерство, осуществляющее в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.











10. Таможенная служба.
Федеральная таможенная служба (ФТС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
11 мая 2006 указом президента РФ Федеральная Таможенная Служба передана в подчинение Правительству РФ.
Ранее ФТС России была подчинена Министерству экономического развития и торговли.
Руководитель Федеральной таможенной службы — Бельянинов, Андрей Юрьевич.
Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 на ФТС возложены следующие основные функции:
-Ведение реестров лиц, организаций и объектов, включенных в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.)
-Выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определенных сферах таможенного дела
-Определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля
-Классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) ( а также ведение ТН ВЭД), определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств
-Правоохранительная деятельность - борьба с правонарушениями в области таможенного дела
-Некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности

11. Министерство юстиции РФ.
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Согласно Указу Президента России от 13 октября 2004 года, занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правового регулирования в законодательной сфере, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений, религиозных организаций и политических партий.
В структуру Минюста входят:
-9 департаментов
-3 федеральные службы (см. ниже)
-Государственная регистрационная палата
-Научный центр правовой информации
-Российский федеральный центр судебной экспертизы
-государственное учреждение «Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения»
-Российская правовая академия
Подведомственные органы исполнительной власти
-Федеральная служба судебных приставов России (ФССП России)
-Федеральная регистрационная служба России (Росрегистрация)
-Федеральная служба исполнения наказания России (ФСИН России)
-Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости России (Роснедвижимость)



Главная | Темы | Тесты | Толковый словарь | Самые известные юристы России | Ведущие ВУЗы России